Армянофобия в Азербайджане. Борьба с ксенофобией.

         
Армянофобия в Азербайджане. Армения Азербайджан, Ксенофобия
| Содержание >>
| Приложения >>
| Скачать >>
| Обсудить >>

Вместо заключения

Мы постарались рассмотреть если не все, то наиболее значимые сферы общественной жизни Азербайджана, где осознанно, на уровне государственной политики и с далеко идущими планами культивируется и насаждается армянофобия.

Она проникает в жизнь страны по всем направлениям – как по горизонтали, так и по вертикали, охватывая все половозрастные и социальные группы. Масштаб вовлеченности в борьбу с «мировым армянством» охватывает все наиболее значимые сферы социально-экономической и интеллектуальной жизни страны – науку, экономику, политику, воспитание, образование, культуру и спорт.

Наблюдается подмена понятий, искажение и волюнтаристская интерпретация смысла общечеловеческих ценностей. Меняя содержание категорий, насаждается форма, по сути не соответствующая общечеловеческим понятиям. Этим самым дискредитируются такие понятия, как патриотизм и толерантность, закон и мораль, добро и зло.

Именно проблема отсутствия толерантности является предпосылкой возникновения агрессии. Будучи неприемлемым для цивилизованного общества явлением, она, тем не менее, существует в сегодняшнем Азербайджане, что, в свою очередь, говорит о сохраняющейся там благодатной почве для возникновения и пропаганды ксенофобии.

Однако этническую нетерпимость нельзя рассматривать в отрыве от развития национального самосознания азербайджанцев, поскольку она является составной частью этого процесса, а не отдельным социальнопсихологическим процессом.

Между тем необходимо отметить, что антиармянская пропаганда, направленная на азербайджанское общество, таит в себе серьезные риски, в том числе и для армянской стороны.

Сайт Modern.az[520] провел опрос среди трех поколений азербайджанцев – на вопросы отвечали деды, родители и дети. На фоне более или менее адекватной оценки армян со стороны взрослых детская агрессия вызывает беспокойство за будущее наших собственных детей.

Ученик 5 класса Гисмет: «Лачин – место, где родились отец и мать, моя родина. Ныне эти места в руках подлых армян. Они плохие, жестокие люди. Но их не надо бояться, они слабые люди и слабое государство». <…>Для того чтобы Лачин стал наши, нам нужна сильная армия, чтобы убить армян и вернуть земли. <…> Повзрослев, я буду храбрым, как Мубариз, и верну наши земли. Если в руки попадет армянский ребенок, я его убью. Сделаю все, что они сделали в Ходжалы. В моем сердце к ним есть ненависть <…>
С врагом должны воевать только на поле боя? <…> С армянами надо везде, даже в спорте. Армянские дети всегда говорили, что Султанбек был плохим человеком и изгнал их из Лачина. Они воспринимали наших героев как врагов и ненавидели х <…>»

10-летняя Айсель: <…> «Армяне – наши враги. Они плохие люди. Они убивают людей. Они хотят отобрать у нас наши земли. Хотят убить население, детей. Мне мать рассказывала.<…>Если увижу армянского ребенка, убью его <…>».

<…>Самый младший, дошкольник Айхан, хоть и не решился убить армянского ребенка, заявил, что побьет его, чтобы отомстить <…>

Рано или поздно в регионе установится мир. И каким он будет, учитывая, что на смену придет поколение, впитавшее в себя ненависть к другому народу и превратившее убийство в часть идентитета?

Исчезнет ли армянофобия? Понадобятся ли годы, чтобы сменились поколения и исчезли носители армянофобии как формы восприятия окружающего мира?

Однако не меньше вреда подобная политика ненависти к армянам приносит и самому азербайджанскому обществу в ближайшей и отдаленной перспективе. Из-за отсутствия возможности проявить реальную агрессию по отношению к армянам у новых поколений азербайджанцев формируются такие психологические явления, как «перенос», когда объектом ненависти становится более доступный и слабый субъект, и сублимация, когда агрессивный импульс реализуется в совершенно иной форме и по отношению к совершенно другому объекту.

«В  Агджабеди  отец  зарубил  собственную  дочь  топором», «В Сабирабадском районе муж убил жену из-за недосоленной еды», «Житель Баку изуродовал девушку из-за того, что она отказала ему в любви», «В Хачмазском районе 17-летний парень нанес 5 ножевых ранений своему 14-летнему брату из-за компьютерной игры», «В Баку мужчина облил бензином гражданскую жену и поджег ее», «В Шамахе брат отрубил голову 16-летней сестре».
<…> результаты исследований, проводимых в одном из местных ВУЗов, буквально шокировали специалистов. «Уровень скрытой агрессии среди азербайджанской молодежи просто зашкаливает. Повальная вербальная агрессия (словесное выражение негативных чувств), слухи, сплетни, зависть среди студентов приводит нас к мнению, что в ближайшие годы следует ожидать дальнейшего роста агрессии», – считает доцент кафедры психиатрии Азербайджанского медицинского университета, Араз А.Манучери-Лалеи[521] <…>

Воспитывая поколения в духе ненависти к армянам на основе ложных стереотипов, власти Азербайджана травмируют психику ребенка, не давая ему возможности развиваться естественно и иметь личностный рост. Вместо этого на выходе получается гражданин, агрессивно настроенный по отношению к образу врага-армянина и готовый к совершению жестоких расправ над армянами. А героизацией Рамиля Сафарова власти Азербайджана создают прецедент и для будущих поколений, растущих под игом антиармянской пропаганды, подталкивая их к «героизации» любыми средствами.

Завершить книгу хотелось бы словами Акрама Айлисли, сказанными им в интервью радиостанции «Азадлыг» 19 июля 2013 года[522]: «Если б мы внимательно изучали наследие Мирзы Джалиля, Сабира[a] и др., мы бы сейчас не были в той нравственной пропасти, в которой мы находимся. А ведь и Мирза, и Сабир писали все о том же, что и я теперь».

 

предыдущая _____________________________________________________ следующая

 


[a] Мирза Джалиль, Сабир – классики азербайджанской литературы