Армянофобия в учебниках
Армянофобия в Азербайджане. Борьба с ксенофобией.

         
Армянофобия в Азербайджане. Армения Азербайджан, Ксенофобия
| Содержание >>
| Приложения >>
| Скачать >>
| Обсудить >>

Глава 18. Армянофобия в учебниках

Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры, основной и ведущий вид учебной литературы[478].

Школьный учебник выполняет важную роль в обеспечении личностного и умственного развития учащихся. Сверхзадача учебника – помощь в формировании личностного отношения учащегося к изучаемому курсу[479].

Образование лежит в основе воспитания будущих поколений, передачи накопленных предками знаний. В современном мире, где система образования в целом унифицирована и контролируется государством, она выполняет не только функцию ликвидации безграмотности, но также прививает и закрепляет присущие данному обществу ценности и идеологии.

В этом контексте изучение учебных пособий дает возможность понять идеологическую составляющую общества и примерно спрогнозировать его будущее.

Со времен обретения независимости азербайджанские учебники – объект непрестанной критики как в самой стране, так и за ее пределами. Основная критика, звучащая внутри страны, – ошибки, опечатки, неграмотный перевод и пр.

Яна Мадатова, журналист[480]: «В тревожные колокола бьют не только родители, но и специалисты в области языкознания, педагогики, независимые эксперты. Так, доцент кафедры общественных дисциплин Бакинского Института повышения квалификации и переподготовки учителей Айдын Асланов заявил, что учебники по истории для средних школ на азербайджанском и русском языках изобилуют смысловыми, научными и техническими ошибками. <…> Я могла бы понять, если бы дело ограничилось учебниками на русском языке, так сказать, язык-то нынче не родной. Но ведь и в учебниках на азербайджанском языке допускаются грубейшие ошибки!»

Слава Сапунов, главный редактор журнала Boutique Travel[481]: «Опечатки, неуклюжий пафос, корявый стиль, порой откровенная дезинформация»

Милана Жучкова, журналист[482]: «О плохой работе корректоров при составлении национальных учебников было написано много: то в книге огромное количество грамматических ошибок, то не хватает слов в тексте, то задачу по математике невозможно решить, т.к. цифры отпечатаны неправильно. Существует еще много других примеров недобросовестного отношения к работе работников образования. Репутация отечественного производителя давно подмочена, над ошибками умных взрослых смеются дети, а это очень печально, когда школьник вправе считать себя умнее специалиста, составляющего учебник. Бороздя недавно просторы социальных сетей, я наткнулась на интересную фотографию страницы из учебника литературы для 7 класса с годами жизни Л.Н.Толстого (1928-1910). Над фото красовался комментарий: “Только в наших книгах великий русский писатель умер раньше, чем родился”»

Однако если грамматические и стилистические ошибки еще признаются составителями (учеными, педагогами, Министерством образования) и их можно исправить, то идеологическая составляющая учебной литературы, по свидетельству авторов, останется неизменной.

Автор учебника истории для 10 класса, в котором армяне представлены как «вечные враги» азербайджанцев, – заведующий отделом истории славянских стран Бакинского государственного университета Тофик Велиев признает, что использовал «негативный язык», однако, по его мнению, «это было необходимо, чтобы высказать правду». «Эти фразы точно описывают образ армян», – считает Велиев[483].

Можно утверждать, что образовательный процесс в Азербайджане поставлен в зависимость от идеологии, культивирующей армянофобию.

Конфликтолог Ариф Юнусов в своей публикации «Мифы и образы «врага» в исторической науке и учебниках по истории независимого Азербайджана», отмечает, что «школьные учебники в Азербайджане в условиях карабахского конфликта были призваны «воспитывать патриотов, умеющих отделять «своих» от «других» и готовых, если это понадобится, принять участие в очередном конфликте»»[484].

Ариф Юнусов[485]:«Конструирование образа «врага» начинается уже с учебника для пятого класса, т.е. с первого года преподавания истории. Правда, это пока не учебник по истории Азербайджана, это «Отечество» («Анна юрду»), но написанный очень эмоционально, особенно ярко при описании противостояний с «другими», а тем более – «историческими врагами» Азербайджана. При этом один из центральных, если не главных, в учебнике является мотив принесения себя в жертву во имя и на благо Родины. Так, в разделе «Живущие для Родины возвышают ее» только небольшая часть посвящена деятелям культуры и искусства. В основном рассказывается о героях (Бабек, Кероглы, шах Исмайыл), которые посвящают свою жизнь Родине и сражаются во имя ее независимости».

Согласно Юнусову, в азербайджанских учебниках значительное место отводится патриотическому воспитанию, которое прямо вытекает из установки «борьбы с врагами», коими предстают армяне, готовности к самопожертвованию ради Родины в «героической борьбе» с ними[486].

В дальнейших разделах учебника авторы все больше и больше внимания уделяют армянам, которые и начинают восприниматься как «главные неверные в черных одеяниях». При этом в отношении армян также используются все возможные негативные эпитеты («бандиты», «агрессоры», «коварные», «лицемерные» и т.д.). Именно «коварные» армяне помогли России в покорении Азербайджана, именно в результате «восстания армянских бандитов» в Карабахе в 1920 г. основные силы азербайджанской армии оказались оттянуты от северных границ, чем воспользовалась 11-ая Красная Армия и вторглась в Азербайджан. Таким образом, «неверные в черных одеяниях вновь сделали свое черное дело». В конце учебника ее авторы окончательно формируют образ врага в лице армян, которые веками вели борьбу против азербайджанского народа, в том числе и в наши дни: «Неверные в черных одеяниях – армяне и их покровители для ослабления и изоляции нашего государства прибегают ко всяким коварным и подлым замыслам».

В дальнейшем постоянно подчеркивается принадлежность той или иной личности к тюркскому миру. Любовь к тюркизации так сильно заносит авторов в сторону, что они умудряются делать нелепые и абсурдные заявления: в 337 г. албанский правитель Санатрук (по версии авторов учебника – тюрок по имени Санатюрк) совершил поход в Армению и «защитил местное тюркское население от посягательств со стороны христианских проповедников»! В ответ на это на следующий год армянский полководец Ваче Мамиконян совершил поход в Албанию и разбил войско Санатрука. Однако читающие об этом событии школьники узнают, что армянский полководец Мамиконян на самом деле не армянин, а … тюрок. И вообще, тюрки сыграли большую роль в распространении и укреплении христианства в Армении! То есть получается абсурдная картина: сначала одни тюрки распространяют христианство в Армении. В ответ другой тюрок с территории Албании совершает поход в Армению для защиты местных тюрок от христиан. Затем следует ответный поход другого тюрка, только уже христианина, который разгромил войско тюрка-нехристианина![487]

Журналист Алеко Парцвания отмечает: «Ещё одна из особенностей азербайджанцев – миролюбие и толерантность. Здесь очень не любят агрессию и прибегают к ней очень, очень редко. За одним исключением. И имя этому исключению – Армения. Армению ненавидят. Всем сердцем и всем государством. Я не знаю толком, что там произошло с Карабахом, да и не думаю, что большинство азербайджанцев знает, но за Карабах Армению ненавидят. Причём ненавидеть Армению учат с начальных классов. Не удивлюсь, если в Армении дела обстоят так же, но тут доходит до смешного: в Баку невозможно найти даже диски западных групп, если кто-то из исполнителей этой группы имеет армянское происхождение»[488].

В апреле 2012 года на проходившей в Баку сессии Парламентской Ассамблеи Евронест, во время заседания Комитета по социальным вопросам, культуре и образованию, на обсуждение был вынесен вопрос, связанный с азербайджанскими учебниками. Армянский депутат Арам Сафарян спросил: «Правда, что в ваших школах и учебниках пропагандируются враждебность, ненависть к армянам?». На что министр образования Мисир Марданов[a] ответил: «Между нашими обществами очень большая пропасть. И сегодняшнее мероприятие является шагом на пути преодоления этой пропасти. Я не знаю, что пишут в ваших книгах, и вы не знаете, что пишут в наших книгах. Поэтому вряд ли можно найти ответ на этот вопрос за один день или в рамках одного мероприятия. Такого рода вопросы требуют очень серьезного изучения со стороны специалистов»[489].

Учебник для 5 класса «Отечество»[490]
«...Наступил 1945-й год. В январе на побережье Балтики в районе города Митава шли ожесточенные бои. Как и прежде, бригада генерала А. Асланова шла в авангарде. Победа над врагом приближалась с каждым днем, казалось, что танкисты отважного генерала первыми войдут в логово фашизма – Берлин. В такой обстановке 24 января 1945 года героический сын нашего народа, прошедший сквозь ужасы Сталинграда, через «ад» Курской битвы, генерал Ази Асланов погиб при невыясненных обстоятельствах. Кто знает, может при раскрытии обстоятельств этой гибели обнаружится еще один случай подлого армянского коварства и предательства?».

Сайт Musavat.com провел опрос среди ученых, педагогов, психологов и депутатов на тему: «Пропагандируется ли в азербайджанских учебниках ненависть к армянам?» Маститые респонденты не опровергли факта армянофобии и пустились в рассуждения о том, «почему армянофобия нашла отражение в учебной литературе»[491].

Учитель истории с 25-летним стажем Тахир Ибрагимов считает, что написанное об армянах в учебниках отражает действительность. По его мнению, в условиях, когда между двумя народами идет война, невозможно создавать положительный образ врага: «Дети должны владеть реальной информацией о своей истории. Факты об армянах нельзя искажать. К тому же, к тому возрасту, когда дети проходят эти уроки, они подходят, уже владея информацией о реальных деяниях армян. Мы не можем писать в учебниках обратное».

Т.Ибрагимов также считает, что в учебниках нет уничижений армян, есть реальные факты: «Если эти факты беспокоят армян, пусть меняют свою сущность. Мы не можем в угоду им выращивать наших детей во лжи. В настоящее время есть тысячи учеников, чьи родители – беженцы из Карабаха. Они знают, что творили армяне задолго до уроков истории. Почему мы их должны обманывать?»[492].

Примечателен дуалистичный подход психолога Эльмины Казимзаде. С одной стороны, она считает, что «Учебник не должен быть превращен в средство мести» и «вместо этого внимание должно быть уделено формированию у учеников исторического мышления. В учебниках должны быть основные постулаты, позволяющие правильно оценивать свою страну, родину. Я не хотела бы, чтобы наш патриотизм измерялся степенью ненависти». А с другой – говорит следующее: «Я в наших учебниках не встречала призывов «убивать армян», мыслей о том, что «армяне – наши враги». У меня самой ребенок учится в школе. Но дети и вправду информированы о злодеяниях армян из телевидения и книг. Ну как можно сокрыть от детей трагедии 20 января, Ходжалы, факт оккупации наших земель[b]? Языком фактов надо донести до детей всю историческую правду, нельзя преподавать детям лживую историю[493].

Ученик 11-го класса Хасан Нагизаде выразил полное согласие и с автором учебника, и с содержанием книги:

«Автор – азербайджанец. Конечно, он намерен возбуждать вражду. Так это и должно быть», – сказал он. «Они определенно не хотят готовить нас к миру. Нам не нужен мир. Армяне совершили против нас множество кровавых преступлений.
Мир будет неуважением к тем, кто погиб на этой войне»[494].

В связи с вышесказанным предлагаем вниманию читателя выдержки из «Методического пособия по патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста» и «Методического пособия по воспитанию детей в патриотическом духе»[495].

Разработчики: Научно-методический отдел Республиканской Детской библиотеки им. Ф.Кочарли и методический отдел Центральной Библиотеки им. С. Вургуна
Утверждено: Министерством Культуры и туризма АР. Баку
2009 г.
Пояснение: в пособии приводятся конкретные сценарии и рекомендуемые слова и фразы, вкладываемые в уста ведущих, а также «Методическое пособие» рекомендует эти мероприятия для детей начиная с 3-летнего возраста.
Первый ведущий: Наши земли не должны оставаться шахидами! Наши деды эту землю берегли от врагов не для того, чтобы теперь мы дали ее в жертву бедствию века – армянству! Надгробные камни тюркских сыновей на Аллее шахидов не для того выстроились в ряд, чтобы теперь какой-нибудь русский солдат говорил, «да не убивайтесь вы так, ваши руководители давно продали Карабах».
Второй ведущий: Если Родина станет шахидом, что мы ответим младенцу в объятиях матери на площади, кричащему«лучше смерть, чем отступление»?
Нет, сын тюрка, нет! Ты не позволишь своей земле стать шахидом! Давайте поклянемся все, у кого в жилах течет тюркская кровь, поклянемся, что если даже мир перевернется, вражеские руки с нашей земли будут отрезаны! Поклянемся, что за каждую каплю крови наших шахидов, превратившихся в слезы земли, мы отомстим. И поклянемся, что эта наша клятва не будет похожа на все другие наши клятвы. Поклянемся!
* * *
«Для воспитания детей в духе патриотизма и формирования у них гражданской позиции рекомендуется проведение диспутов.

Вопросы диспута должны быть следующими:
–Кто такие армяне, и в чем наш гражданский долг?

Предисловие к сборнику рассказов для учащихся средних классов «Хале»[496].

Юный друг!
Эй, азербайджанское дитя древней и могущественной тюркской нации!
Кусок твоего сокровища под названием Азербайджан, начиная с махала Агбаба, до Агдамского региона стонет под пятой нации, объявившей тебя вечным и историческим врагом, не имеющей будущего, с мертвой нравственностью, в жилах которой течет всяческая помойная смесь, нации злорадной и презренной.
Ты встретился лицом к лицу с таким ненавистным врагом, который, не гнушаясь никакой дикости, подлости, мерзости, варварства, лицемерия, клеветы и зла, живет и лелеет мечту создать на территории, где не имел ни пяди исторических земель, государство «Великая Армения», простирающуюся от Черного моря до Каспийского моря.
На этом пути он проливал кровь тюрка и не насыщался.
Временами он демонстрировал себя как друг и, войдя в доверие, проявлял лютую враждебность. Улыбаясь в лицо, он рыл нам яму, избрав путь предательства и измены Всегда, пользуясь нашей добросердечностью, дружбой, верностью к соседям и щедростью, одним словом, нашим человеколюбием, он оборачивал это оружием против нас, отвечал злом на добро, демонстрирую свою коварную сущность. При первой же возможности они, обнажив кинжал, наносили удар в спину, тем, кто их приютил, кормил, поил, покровительствовал, протягивал руку помощи Армяне превратили нас в невинных жертв политики этнических чисток. Мы стали жертвами геноцида.
Эта неугомонная нация, в жилах которой течет сатанинская кровь, совершили против нас бесчисленное множество актов террора.
Они, виляя хвостом перед Российской Империей, которая всегда держала нас под оккупацией, опирались на их силу и покровительство. И, как правило, им удавалось нас изолировать, оставить в одиночестве. Российская Империя на протяжении 200 лет, держа наши руки завязанными, говорила армянам бей их.
Армяне сполна воспользовались этим, превратив предательство в национальную черту и переходя все границы оголтелой наглости.
На каждом шагу, подвергая нас агрессии, они частями захватывали наши священные земли. А бывший нам Мать-Родиной город Иреван выбрали себе столицей.

Азербайджанский политолог и журналист Ариф Юнусов пишет, что в условиях войны в Карабахе появилась потребность в образах борцов и национальных героев за независимость страны. В итоге в большом количестве стали появляться публикации не о деятелях культуры, а именно о борцах за Родину. При этом почти все они оказывались борцами в первую очередь против армян, а также России и Ирана. Именно Армения (а также армяне), плюс Россия и Иран стали все чаще и чаще изображаться в образе «врагов» Азербайджана и азербайджанской независимости. Даже если публикации были посвящены не Карабаху, а, например, репрессиям в СССР в период Сталина, то и в этом случае особо акцентировалось внимание на следователях армянской национальности[497].

«В параграфе «Китаби Деде Горгуд – историческая летопись нашего отечества» авторы также не смогли воздержаться от акцентов армянофобии, вольно интерпретируя текст оригинала общетюркского этноса, впрочем,«азербайджанизированного»[498].

В рамках насаждения армянофобии некоторые исследователи отмечают искажение исторических фактов в угоду конъюнктурной необходимости:

а) усилить негативный образ армян (также русских и иранцев);
б) обосновать «автохтонность тюрок на Кавказе» и «пришлость армян»;
в) попытаться снять с себя ответственность за кровопролитие в конце ХХ века, перекинув вину на армян.

Некоторые выдержки из азербайджанских учебников:

История древнего мира. 6 класс[499] Раздел II. Древнейший период. Глава II. Древний Восток. § Древние шумеры. Часть 1

Вопрос № 4: Откуда и когда прибыл в Месопотамию тюркоязычный народ – шумеры[c]?
Правильный ответ: в VII-VI тысячелетиях до н.э. из Центральной Азии и предгорий Алтая.[d]

Вопрос № 12: Когда и кем была изобретена система клинописи?
Правильный ответ: В III тысячелетии до н.э. тюркоязычными[e] шумерами в Передней Азии.

Вопрос 13: Какие народы присвоили систему клинописи?
Правильный ответ: Аккады, вавилонцы и ассирийцы.

История Азербайджана. 6 класс. Раздел II. Первые племенные объединения и государства на территории Азербайджана. §13 Культура искитов (скифов). Часть 2.

Вопрос №9: Каково происхождение искитов, киммерийцев и саков?
Правильный ответ: Тюркское.

История Азербайджана. 6 класс. Раздел I. Формирование первобытнообщинного строя в Азербайджане. §1. Первые стоянки людей на территории Азербайджана.

Вопрос: Когда в Азербайджане появились первые человеческие стада?
Правильный ответ: 1,5 миллиона лет тому назад.

Вопрос: В каких источниках впервые упоминаются древние азербайджанские племена?
Правильный ответ: В шумерских легендах и в клинописи.

История Азербайджана. 6 класс. Раздел IV. Древние Азербайджанские государства. Албания.

Вопрос: Когда образовалось независимое Албанское государство?
Правильный ответ: в конце IV -начале III веков до н.э.

Вопрос: Каковы были границы охватываемой Албанией территории?
Правильный ответ:
На Севере – Кавказские горы, на юге – Атропатена, на северо-западе – Иберия, на юго-западе – Передняя Азия (!)

История средних веков. 7 класс. Раздел I. Страны мира в раннем средневековье. (Возникновение феодальных отношений). Глава I. Народы Китая, Ирана и Кавказа. §3.Народы Кавказа. Часть 1.

Вопрос № 5: Какие государства были в Южном Кавказе в начале раннего средневековья?
Правильный ответ: Албания, Лазика и Карли[f]

Вопрос № 9: В результате какого исторического события Албания вновь вернула свои исторические области?
Правильный ответ: Ликвидации армянского царства[g]

Вопрос №15: Кем был Санатюрк[h] и за что он боролся?
Правильный ответ: Санатюрк был правителем области Пайтакаран, он вел борьбу против распространения христианства в защиту суверенитета и территориальной целостности Албании.

История Азербайджана. 7 класс. Раздел III. Падение Арабского халифата и возрождение Азербайджанской государственности. Глава III. Культура Азербайджана. §31 Отражение в эпосе («Деде Горуд») борьбы нашего народа против «Гяуров в черных одеяниях». Часть 1.

Вопрос № 1: Что получило наиболее блистательное отражение в эпосе?
Правильный ответ:
Борьба огузских храбрецов против армянских и грузинских захватчиков, а также их вдохновителя – Византии.

Раздел 1.Государства мира в XI - XV веках. Глава IV. Кавказ и народы Восточной Европы. §9. Кавказские народы. Часть 4.

Вопрос № 16: Какие города Азербайджана захватил грузинский царь Георгий III в 1173 и 1203 гг.?
Правильный ответ: Ани и Дебил (Двин)[i]

В учебнике по истории Азербайджана за 7 класс постоянно говорится о том, что древняя Албания (что по замыслу значит древний Азербайджан) также подвергалась армянской агрессии, несмотря на то что «население и правители Албании в трудные времена протягивали руку помощи армянам». При этом армяне распространяли христианство в Албании, которое там «не имело корней» и якобы под прикрытием христианства захватывало «азербайджанские земли» под покровительством Византии[500]. «Однако Албания не превратилась в христианскую страну», а с 7 века приняла ислам, а борьбу против армян и их христиан-покровителей ведет именно тюркский народ.

Учебное пособие для 9 класса «Биология – человек. Лабораторные работы»[501]

Утверждено на заседании секции «Биология» Научно-методической комиссии Министерства образования Азербайджанской Республики от 27 марта 2003 года. Цель авторов: «...формирование при помощи практических работ (это лабораторные работы, тесты, задачи, кроссворды) теоретических знаний учащихся и воспитание личностей-патриотов».

Раздел «Характеристика опорно-двигательной системы», упражнение:
«Кто скажет примерное число инвалидов, потерявших конечности на Карабахской войне?»

Упражнение: «Найди! Во время войны в Нагорном Карабахе молодые люди в возрасте 20-21 годов, чтобы отвлечь внимание врага, бросались с высокой скалы. Несмотря на лечение, они инвалиды. Нижние конечности у многих не двигаются, есть непроизвольное мочеиспускание. Объясните причину!».

Раздел «Краткие сведения о крови и кроветворной системе», задача: «В 1992 году во время Карабахских событий группа людей (дети, подростки, беременные женщины, старики), спасаясь от врага, бежали что есть сил в леса, горы, долины. Укажите приблизительное количество ударов сердца у этих людей и объясните причину!».

Раздел «Краткие сведения о дыхательной системе», задача: «Во время изгнания азербайджанцев из Зангезура у каждого второго ухудшалось состояние, и он нуждался в искусственном дыхании. Кто не дошел, кто остался в живых. Объясните причину произошедшего с людьми».

В учебнике для 9 класса отмечается, что с целью не допустить претворения в жизнь захватнических планов русского царя Петра I азербайджанцы (шииты и сунниты) будто бы обратились за помощью к османам[j] стремясь объединиться со своими братьями по вере и языку – османскими турками. Но помешали этому якобы снова армяне: «Подручные царизма – армяне поддерживали связи непосредственно с Россией и обещали помочь ей в завоевании Южного Кавказа, в том числе других областей Азербайджана»[502].

В учебнике за 10 класс очень много места уделяется вопросу репатриации армян в 19 веке. «Создание армянского государства под покровительством России, а также переселение армян из Ирана и Турции на завоеванные Россией земли было не случайным событием, а закономерным итогом армяно-русских отношений»[503].

В армяно-татарском противостоянии 1905-1906 годов обвиняется «партия Дашнакцутюн и армянские банды». При этом армяне во главе с дашнаками шли на это, «лелея несбыточные мечты о создании «Великой Армении». Правда, хоть «азербайджанцы и были очень гуманны и доверчивы, но в то же время им удалось нанести армянам ощутимые потери».

Погромы армян в Баку в марте 1918 г. представлены в учебнике по истории Азербайджана за 11 класс разделе «Азербайджанский геноцид». Здесь уже «наивные и гуманные азербайджанцы» выступают против армян в союзе с советскими войсками (ранее – царские). Если в советский период это событие преподносилось как символ совместной борьбы рабочих всех национальностей против реакционно настроенных азербайджанских националистов, то теперь эти же события преподнесены иначе – как геноцид азербайджанцев. В основе такой перемены лежит Указ президента Гейдара Алиева от 26 марта 1998 г., по которому 31 марта объявлен «Днем геноцида азербайджанцев»[504].

Для большей убедительности авторы учебника также приводят в конце раздела и слова одного из лидеров Азербайджанской Демократической Республики Мамеда Эмина Расулзаде, посвященные этим событиям, указав от себя: «М.Э. Расулзаде характеризовал геноцид 1918 г. как национально-политический фактор». Однако до официального Указа Гейдара Алиева никто не называл те события «геноцидом». Нет этого термина и в оригинальной цитате Расулзаде об этих кровавых событиях[505].

В 2011 г. в отделе стратегического анализа, планирования и управления кадрами Министерства образования Азербайджана был проведен экзамен для кандидатов в учителя истории по специальности на замещение 223 вакансий, возникших в школах республики. В экзамене приняли участие 761 человек. Соискатели сумели набрать от 4-5 до 16-17 баллов (!) при минимальном проходном балле 35. Объясняя провал, участники ссылались на «трудность» вопросов. Участники экзамена, начавшегося в 9 часов, в течение часа отвечали на 35 вопросов[506].

Наряду с этим вполне обычным выглядит картина, описанная в материале информагентства Turan: «Преподаватель одного из университетов в Азербайджане с большим упоением несколько раз в красках описывал своим студентам, как он голыми руками безо всякого сожаления задушит даже маленького армянского ребенка»[507]. Данный преподаватель вел теорию радиожурналистики и попутно работал на «АЗТВ-радио».

«У этого преподавателя на все критические выпады был один «железный аргумент»: «Как вы можете критиковать нашего президента, когда у нас такая проблема для всей страны — армяне? Надо на этом концентрироваться»», – сказано в статье.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных дисциплин Бакинского Института повышения квалификации и переподготовки учителей Айдын Асланов в свою очередь сетует, что в учебнике истории, рассказывая «о геноциде азербайджанцев в Баку в 1918 году», говорится, что армяне ходили по трупам (азербайджанцев). В русском переводе написано: «ходили по трубам». «Ну, нельзя же так»,– сетует Асланов.

Он же, говоря об ошибках и ляпах в азербайджанских учебниках по истории, заявил: «Мы должны в учебниках всегда указывать, что мы древние автохтонные жители Кавказа, которые затем изменили язык, приняли тюркский и стали мусульманами, отказавшись от огнепоклонничества. Мы не пришельцы, мы местные. Надо гордиться тем, что наш предок Моисей Каланкатуйский построил первую на Востоке христианскую церковь в селе Киш, в районе Шеки[k]. Но мы почему-то избегаем говорить о нашей церкви в Первом веке до нашей эры»[508].

Российские авторы также обратили внимание на новые веяния в исторической «науке Азербайджана». В статье «Докопаться до правды, или Кто и зачем переписывает историю», опубликованной на сайте «Голос России»[509], несуразностям в азербайджанских учебниках также уделяется особое внимание. В материале отмечается, что анализ 187 школьных учебников, издаваемых в странах СНГ, сделанный группой российских историков, показал, что за исключением Белоруссии и Армении, в школах преподается националистическая история, основанная на мифах об автохтонности, о прародине, о лингвистической преемственности, о славных предках, об этнической однородности, о заклятом враге.

Авторы доклада «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств» А.А. Данилов и А.В. Филиппов пишут[510].

«Обоснование древности национальной истории доходит до анекдотических размеров. <…> Предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров: «Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». Провозглашение древних азербайджанцев современниками шумеров призвано обосновать тезис: «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана».
...
Освобождение от научной дисциплины открыло широкие возможности для смешения абсолютно различающихся концеций. Часть историков советских времен утверждали, что этногенез азербайджанцев происходил изначально на тюркской основе, но с участием ирано- и кавказоязычных племен, а затем, в результате волн переселений родственных племен, состав этноса стал постепенно однородным и целиком тюркским. Другая группа ученых говорила, что предки азербайджанцев в разные периоды могли говорить на различных языках, при этом, не меняясь этнически. Тюркский язык утвердился лишь в X — XI вв., но сами тюрки ассимилировались местным населением. Обе эти концепции объединяло следование теории автохтонности происхождения, но разделяло отношение к языку как к основе единой культуры.
Для авторов современных азербайджанских учебников никаких проблем в этом смысле нет вообще: «Азербайджанские тюрки образовались в результате слияния проживавших на этой обширной территории с древнейших времен и переселявшихся сюда периодически тюркских этносов, известных под различными названиями — азери, гаргары, албаны, гунны, хазары, сабиры, огузы и другие». Однако точно известно, что наиболее древние из перечисленных племен — азери и албаны — к тюркам никакого отношения не имеют. На это у авторов находится ответ: «Согласно историческому преданию, приблизительно во II веке до н. э. правителем Албании был Аран... Из-за мягкого характера правителя Арана и данного ему прозвища Агу («хороший, добрый») страну стали называть Агуан (Албания). Как видно, и имя, и прозвище первого правителя Албании имели древнетюркское происхождение». Таким образом, обе концепции этногенеза азербайджанцев механически объединены в одну, что позволило решить и проблему древности, и проблему единства языка, и проблему непрерывности этногенеза и культуры. Единственный недостаток этой поистине гениальной схемы — она насквозь антинаучна. Зато позволяет обосновать важнейший тезис:
«Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана».

В этом контексте вполне закономерны угрозы по ликвидации как Армении, так и армян, а также претензии на «Западный Азербайджан», озвучиваемые на различных площадках и с привлечением общеисламского фактора.

«Я всегда был сторонником того, чтобы карабахская проблема была интернационализирована, чтобы она была включена в общеисламскую проблему, чтобы Азербайджан в ее решении и окончательной ликвидации оккупации со стороны Армении и всех последствий агрессии Армении опирался на общеисламскую поддержку».<…>
«Их привезла туда царская империя по итогам войн с Турцией и Ираном в 19-м веке. Поэтому вопрос этот – проблему оккупации Арменией азербайджанских земель, включая Нагорный Карабах и прилегающие районы Азербайджана, надо решать радикально»<…>
«Вообще, я считаю, что Армении как государственному образованию на Южном Кавказе – не место. Она искусственно создана и существует на территории нашего азербайджанского Иреванского ханства. И это Иреванское ханство должно быть восстановлено как составная часть большого Азербайджана» <…>[511].

предыдущая _____________________________________________________ следующая

 


[a] В апреле 2013 года он был смещен с должности

[b] В Азербайджане и Армении эти события трактуют по-разному

[c] О шумерском языке см. [Электронный ресурс] http://euskara.narod.ru/sumer/system.html

[d] История Шумеров про Алтайские горы ничего не знает. Родина, которую они считали родиной всех людей – высокие горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно. Подробнее см. Древнейшая история Шумера. Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия. [Электронный ресурс] http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st021.shtml

[e] Тюрки — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая и степях Азии в I тыс. до н. э. Как они могли за две тысячи лет до собственного происхождения изобрести систему клинописи на другом конце континента – не поясняется.

[f] В учебнике именно Карли

[g] В вопросе №5 в списке стран-соседей древнего Азербайджана, армянское царство не значится, однако по хронологии, в дальнейшем это несуществующее государство ликвидируется Албанией (несуществующее, к слову сказать, историческое событие). Южный Кавказ при Царице Тамаре (XII-XIII вв.), южный Кавказ при Римском владычестве (I-II вв.), Кавказская Албания и ее соседи (III-IV вв.), и так далее.

[h] Царя звали СанаТРУК, а не СанаТЮРК. Простая перемена букв местами и Аршакид Санатрук превращается в гордого сына алтайского кочевья.

[i] Ани – древняя столица армянского Анийского царства, Двин – столица средневековой Армении.

[j] О шиитско-христианском договоре населения Карабаха 20 марта 1724 г. ничего в учебнике не говорится.

[k] Мовсес Кагантакваци, даже если б и был «древним азербайджанцем», что уже само по себе сомнительно, никак не мог построить «первую церковь в первом веке до нашей эры», до рождения самого Христа.